Рабочий тупик - Выводим сотрудников из состояния жертвы

РАБОЧИЙ ТУПИК или Как вытаскивать сотрудников из состояния жертвы

Есть эксперимент про мартышек, которые пытались взять бананы, прикрепленные к потолку в клетке, и в этот момент их ВСЕХ обливали водой. Мартышки пробовали несколько раз, а потом переставали. В этот момент им подсаживали в клетку новую мартышку, которая сразу пыталась схватить бананы. Опять обливали всех водой, мартышки набрасывались на новенькую, не давая ей попробовать еще раз. Так заменяли мартышку за мартышкой, пока в клетке не оказались 5 новеньких, которые ни разу не попадали под струю воды. Но за бананами никто не лезет – «У нас тут не принято».

Смешная история, да не совсем. Выученная беспомощность одна из реакций на ситуацию, когда человек снова и снова сталкивается с тупиками (задачами, которые не может решить), привыкает к тому, что любые его действия не приносят результата. Зачем стараться, если все равно ничего не получится?

Выученная беспомощность – заразная штука. Может передаваться с одной сферы на другу. Бывает так, что у человека ни в работе нет особых результатов, ни в личной жизни. И он уходит (даже не берем алкоголизм или наркоманию) – уходит в веганство. Это зона – где он может все контролировать. Он влияет на ситуацию. Он ответственен за свое питание. Он может себя ограничивать/дисциплинировать/управлять собой. Но так как происходит подмена смыслов (внешне он заявляет, что это нужно для физического здоровья, а внутренняя мотивация просто смещает фокус с зон, где он не может ни на что повлиять, на сферу, где он полностью держит ситуацию под контролем) – возникает внутренний конфликт. Часто этот конфликт не осознается, а бессознательно вытесняется вовне – наш герой становится нетерпимым к другим, к их плану питания, образу жизни и так далее.

Бывает в компании групповая выученная беспомощность. Приходит новый человек в проект и спрашивает: «А это вы использовали? А то – делали?». Команда машет головой и аргументируют «А мы так не делаем. У нас так не принято».

Как вытащить команду из выученной беспомощности? Как вытаскивать подчиненных из состояния жертвы?

  1. Обозначить тупик.

Люди часто даже не замечают их. Промелькнула мысль – отмахнулись от нее и пошли заниматься чем-то другим. Важно зафиксировать его и признать.

  1. Описать тупик.

В чем проблема? В какой она сфере? Как мы узнаем, что тупик пройден?

  1. Найти ключевое противоречие.

Какое факт или убеждение вызывают ступор? Где здесь максимальное напряжение, боль, сложность?

Если мы работаем с командой, то сначала каждый пишет это для себя, индивидуально. Потом обсуждают свои рабочие тупики в парах. После того, как проговорили тупик для себя, поделились с партнером, уже можно озвучить для всех. Задача руководителя собрать все тупики на флип-чарт.

В этот момент внутри каждого сотрудника начинает зарождаться сила, энергия – Я не прячу глаза, я смотрю в глаза проблеме. Это поворотная точка. Экватор. Люди понимают, что груз висит не только на них. Что проблема беспокоит не его одного. Появляются облегчение и сила. Ощущение общности и желание решать задачу.

  1. Напишите список всего, что можно сделать для прохождения этого тупика.

Проведите мозговой штурм командой и набросайте как можно больше идей для решения задачи.

  1. Сделайте маленькое простое дело

Закончите практику совершением самого простого и приятного дела из списка, чтобы преодолеть инерцию тупика и закрутить маховик перемен.

Успехов вам и вашим командам!

Поделиться этой записью:

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Подпишись на наш канал Telegram!

Интересные статьи, истории успешных людей, полезная литература

Telegram_Messenger

Подписаться!